Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки»
ISSN 2227-6564 e-ISSN 2687-1505 DOI:10.37482/2687-1505
Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Тел: (818-2) 21-61-21 о журнале |
: История
394.9
Мазалова Наталия Евгеньевна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела этнографии восточных славян и народов Европейской России Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской академии наук (Санкт-Петербург). Автор 150 научных пуб- ликаций, в т. ч. трех монографий
Несмотря на давнюю историю изучения, исследование русских ритуальных специалистов («знающих») и их магической деятельности нуждается в дальнейшем развитии в контексте современных направлений отечественной и мировой науки. Цель настоящего исследования – изучение народных представлений о «знающих», их магической силе и сакральном знании в локальной этнокультурной традиции Кенозера. Реализация исследовательских задач была достигнута благодаря использованию полевых материалов ав- тора данной статьи, датируемых 1991 годом. Основными методами, используемыми в работе, являются: структурно-семантический, применение которого позволяет обнаружить этнографический субстрат мифологических представлений, а также сравнительный, позволяющий определить место локальной традиции Кенозера в общерусской. Исследованы народные представления, бытующие среди населения Кенозера, проведено их сравнение с общерусскими. Рассмотрена дифференциация ритуальных специалистов. Автор различает понятия «магическая сила» и «тайное знание». Магическая сила колдуна сконцентрирована в его помощниках. «Тайное» знание – это прежде всего знание заговоров и магических приемов, для колдунов оно также заключено в способности управлять помощниками. Магической силой наделены и заговоры, которыми владеют все ритуальные специалисты. Благодаря обладанию магической силой и сакральным знанием «знающие» выполняли социальный заказ – осуществляли контакты с миром природы. Уникальность традиции Кенозера заключается в том, что помощниками колдунов являются не только черти, но и духи природы – леший, водяной. По мнению автора, при дифференциации ритуальных специалистов чрезвычайно важно, где находится его помощник – в мире людей или в мире природы. Изучение народных представлений о «знающих» на Кенозере позволило выявить специфику мифологических представлений, характерных для исследуемой локальной этнокультурной традиции, а также определить ее как достаточно архаическую.
ритуальный специалист, колдун, ворожей, знахарь, магическая сила, сакральное знание.
|