CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-00, вн. 18-20 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru              

о журнале

Диагностика креативности путем контент-анализа текста, созданного испытуемым. С. 185–192.

Версия для печати

Рубрика: Педагогика. Психология

Скачать статью (pdf, 2.4MB )

УДК

159.9

Сведения об авторах

Ягелло Андрей Александрович, старший преподаватель кафедры информатики и методики преподавания информатики физико-математического факультета Благовещенского государственного педагогического университета. Автор одной научной публикации

Аннотация

В статье рассматриваются признанные в научном сообществе подходы к диагностике креативности. Выделяются общие черты этих подходов, а также их отличия. Анализируются взгляды различных авторов на природу творчества, на творческую задачу и методы ее решения. Приводятся примеры творческих задач, используемых с целью диагностики креативности. Формулируются базовые отличительные признаки творческих задач, а также критерии успешности их решения. При выборе критериев успешности решения творческих задач сделан акцент на те критерии, которые объективно лежат в основе решения задач, относимых автором к разряду творческих, и могут быть точно измерены. Автор данной статьи рассматривает диагностический подход к выявлению уровня креативности на основе статистического анализа текста, созданного испытуемым. В статье измеряются такие параметры, как размерность пространства возможных решений, разнородность генерируемых испытуемым решений, равномерность распределения генерируемых испытуемым решений в пространстве поиска решения. Приведены и разобраны формулы, по которым производится вычисление данных параметров. Рассмотрена диагностическая процедура, приведена выборка испытуемых. Представлены результаты апробации диагностического подхода на текстах классических, современных писателей, начинающих авторов, а также формальных юридических текстах. Проанализированы особенности статистического распределения результатов в выборке. Выстроены предположения относительно специфики полученных результатов, приведены авторские интерпретации полученных результатов измерения и диагностики. Рассмотрены достоинства и недостатки данного диагностического подхода, а также предложены возможные области его применения.

Ключевые слова

диагностика креативности, тест креативности Торренса, подход к диагностике креативности Богоявленской, творческие задачи Пономарёва.

Список литературы

  1. Бердяев Н.А. Смысл творчества (опыт оправдания человека). М., 1916.
  2. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д., 1983.
  3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2002.
  4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб., 2000.
  5. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления: сб. пер. М., 1965.
  6. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 1999.
  7. Макконнелл Дж. Основы современных алгоритмов. М., 2004.
  8. Пономарёв Я.А. Психология творения. М., 1999.
  9. уник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Адаптированный вариант. СПб., 2006.
  10. Шахматы: энциклопед. слов. М., 1990. С. 360.
  11. Mednick S.A. The Associative Basis of the Creative Process // Psychological Review. 1962. № 69(3). P. 220–232.
  12. Torrance E.P. Guiding Creative Talent – Englewood Cliffs. N.Y., 1962.