Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки»
ISSN 2227-6564 e-ISSN 2687-1505 DOI:10.37482/2687-1505
Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Тел: (818-2) 21-61-00, вн. 18-20 о журнале |
Рубрика: Педагогика. Психология Скачать статью (pdf, 2.4MB )УДК159.9Сведения об авторахЯгелло Андрей Александрович, старший преподаватель кафедры информатики и методики преподавания информатики физико-математического факультета Благовещенского государственного педагогического университета. Автор одной научной публикацииАннотацияВ статье рассматриваются признанные в научном сообществе подходы к диагностике креативности. Выделяются общие черты этих подходов, а также их отличия. Анализируются взгляды различных авторов на природу творчества, на творческую задачу и методы ее решения. Приводятся примеры творческих задач, используемых с целью диагностики креативности. Формулируются базовые отличительные признаки творческих задач, а также критерии успешности их решения. При выборе критериев успешности решения творческих задач сделан акцент на те критерии, которые объективно лежат в основе решения задач, относимых автором к разряду творческих, и могут быть точно измерены. Автор данной статьи рассматривает диагностический подход к выявлению уровня креативности на основе статистического анализа текста, созданного испытуемым. В статье измеряются такие параметры, как размерность пространства возможных решений, разнородность генерируемых испытуемым решений, равномерность распределения генерируемых испытуемым решений в пространстве поиска решения. Приведены и разобраны формулы, по которым производится вычисление данных параметров. Рассмотрена диагностическая процедура, приведена выборка испытуемых. Представлены результаты апробации диагностического подхода на текстах классических, современных писателей, начинающих авторов, а также формальных юридических текстах. Проанализированы особенности статистического распределения результатов в выборке. Выстроены предположения относительно специфики полученных результатов, приведены авторские интерпретации полученных результатов измерения и диагностики. Рассмотрены достоинства и недостатки данного диагностического подхода, а также предложены возможные области его применения.Ключевые словадиагностика креативности, тест креативности Торренса, подход к диагностике креативности Богоявленской, творческие задачи Пономарёва.Список литературы
|