CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-00, вн. 18-20 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru              

о журнале

Ценностный компонент и его влияние на становление профидентичности студентов железнодорожного техникума. С. 163–171.

Версия для печати

Рубрика: Педагогика. Психология

Скачать статью (pdf, 3.5MB )

УДК

159.9

Сведения об авторах

Канаева Надежда Анатольевна, аспирант кафедры психологии факультета социальной работы, педагогики и психологии Вологодского государственного педагогического университета, педагог-психолог Няндомского железнодорожного техникума. Автор 28 научных публикаций.

Аннотация

В современной психологии одной из актуальных проблем является проблема становления профессиональной идентичности, которая обеспечивает успешность будущей профессиональной деятельности. Большинство исследователей отмечает, что профессиональная идентичность – продукт длительного личностного и профессионального развития, зависящего от многих условий. Профессиональная идентичность в то же время рассматривается как интегральное понятие, в котором выражается взаимосвязь когнитивных, мотивационных и ценностных характеристик, обеспечивающих ориентацию в мире профессий и позволяющих более полно реализовать личностный потенциал в профессиональной деятельности. Одними из важнейших характеристик являются ценностные. Система ценностей определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений, жизненной концепции и смысла жизни. Формирование ценностных ориентаций определяет общий подход человека к себе и окружающему миру, побуждает его к активности, определяет поведение и выбор деятельности. В статье определены основные ценностные ориентации студентов железнодорожного техникума. На данном этапе жизни ценностные установки оформляются в определенную систему ценностей, и каждый студент техникума начинает руководствоваться этой системой для построения своего поведения, что в свою очередь способствует становлению его как профессионала. Показано, что студенты высоко ставят такие ценности, как «здоровье», «общение с другими людьми», «материально обеспеченная жизнь», «любовь». Автор делает вывод о том, что студенты всех курсов выделяют общечеловеческие ценности, на 1 и 2 курсе наиболее ярко проявляются ценности, обусловленные спецификой юношеского возраста. На 3 курсе студенты становятся более самостоятельными, ответственными, способными решать как профессиональные, так и жизненные задачи. Поэтому у третьекурсников ценности первых мест связаны с реализацией себя в жизни – не только в профессии.

Ключевые слова

профессиональная идентичность, ценностные ориентации, личностный потенциал, студенты железнодорожного техникума, методика «Ценностные ориентации», методика «Опросник терминальных ценностей», методика «Нестандартизированное интервью».

Список литературы

  1. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа: учеб. М., 1990. 367 с.
  2. Батаршев А.В. Учебно-профессиональная мотивация молодежи: учеб. пособие. М., 2009.
  3. Бучило Н.Ф., Исаев И.А. История и философия науки: учеб. пособие. М., 2010.
  4. Голерова О. На кризисном перекрестке // Школ. психолог. 2007. № 2. С. 2–8.
  5. Иванова Н.Л. Профессиональная идентичность в социально-психологических исследованиях // Вопр. психологии. 2008. № 1. С. 89–96.
  6. Кудрявцев Т.В., Шегурова В.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопр. психологии. 1983. № 2. С. 51–60.
  7. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопр. психологии. 1997. № 4. С. 28–39.
  8. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессиональной идентичности // Сибир. психол. журн. 2006. № 24. С. 53–58.
  9. Прикладная социальная психология / под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. М.; Воронеж, 1998. 688 с.
  10. Рамазанов И.Р. Активизация функций ценностных ориентаций как фактор развития учебной мотивации старших школьников: автореф. дис. … канд. психол. наук. Самара, 2006.
  11. Родыгина У.С. Психологические особенности развития профессиональной идентичности студентов – будущих психологов: автореф. дис. … канд. психол. наук. Курск, 2007.
  12. Сенин И.Г. Опросник терминальных ценностей. Ярославль, 1991. 19 с.
  13. Трандина Е.Е. Становление профессиональной идентичности у студентов юридического вуза: дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2006.