CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Ценностный компонент и его влияние на становление профидентичности студентов железнодорожного техникума. С. 163–171.

Версия для печати

Рубрика: Педагогика. Психология

УДК

159.9

Сведения об авторах

Канаева Надежда Анатольевна, аспирант кафедры психологии факультета социальной работы, педагогики и психологии Вологодского государственного педагогического университета, педагог-психолог Няндомского железнодорожного техникума. Автор 28 научных публикаций.

Аннотация

В современной психологии одной из актуальных проблем является проблема становления профессиональной идентичности, которая обеспечивает успешность будущей профессиональной деятельности. Большинство исследователей отмечает, что профессиональная идентичность – продукт длительного личностного и профессионального развития, зависящего от многих условий. Профессиональная идентичность в то же время рассматривается как интегральное понятие, в котором выражается взаимосвязь когнитивных, мотивационных и ценностных характеристик, обеспечивающих ориентацию в мире профессий и позволяющих более полно реализовать личностный потенциал в профессиональной деятельности. Одними из важнейших характеристик являются ценностные. Система ценностей определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений, жизненной концепции и смысла жизни. Формирование ценностных ориентаций определяет общий подход человека к себе и окружающему миру, побуждает его к активности, определяет поведение и выбор деятельности. В статье определены основные ценностные ориентации студентов железнодорожного техникума. На данном этапе жизни ценностные установки оформляются в определенную систему ценностей, и каждый студент техникума начинает руководствоваться этой системой для построения своего поведения, что в свою очередь способствует становлению его как профессионала. Показано, что студенты высоко ставят такие ценности, как «здоровье», «общение с другими людьми», «материально обеспеченная жизнь», «любовь». Автор делает вывод о том, что студенты всех курсов выделяют общечеловеческие ценности, на 1 и 2 курсе наиболее ярко проявляются ценности, обусловленные спецификой юношеского возраста. На 3 курсе студенты становятся более самостоятельными, ответственными, способными решать как профессиональные, так и жизненные задачи. Поэтому у третьекурсников ценности первых мест связаны с реализацией себя в жизни – не только в профессии.

Ключевые слова

профессиональная идентичность, ценностные ориентации, личностный потенциал, студенты железнодорожного техникума, методика «Ценностные ориентации», методика «Опросник терминальных ценностей», методика «Нестандартизированное интервью».
Скачать статью (pdf, 3.5MB )

Список литературы

  1. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа: учеб. М., 1990. 367 с.
  2. Батаршев А.В. Учебно-профессиональная мотивация молодежи: учеб. пособие. М., 2009.
  3. Бучило Н.Ф., Исаев И.А. История и философия науки: учеб. пособие. М., 2010.
  4. Голерова О. На кризисном перекрестке // Школ. психолог. 2007. № 2. С. 2–8.
  5. Иванова Н.Л. Профессиональная идентичность в социально-психологических исследованиях // Вопр. психологии. 2008. № 1. С. 89–96.
  6. Кудрявцев Т.В., Шегурова В.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопр. психологии. 1983. № 2. С. 51–60.
  7. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопр. психологии. 1997. № 4. С. 28–39.
  8. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессиональной идентичности // Сибир. психол. журн. 2006. № 24. С. 53–58.
  9. Прикладная социальная психология / под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. М.; Воронеж, 1998. 688 с.
  10. Рамазанов И.Р. Активизация функций ценностных ориентаций как фактор развития учебной мотивации старших школьников: автореф. дис. … канд. психол. наук. Самара, 2006.
  11. Родыгина У.С. Психологические особенности развития профессиональной идентичности студентов – будущих психологов: автореф. дис. … канд. психол. наук. Курск, 2007.
  12. Сенин И.Г. Опросник терминальных ценностей. Ярославль, 1991. 19 с.
  13. Трандина Е.Е. Становление профессиональной идентичности у студентов юридического вуза: дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2006.