CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-00, вн. 18-20 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru              

о журнале

Семиотика сакрального пространства Ошевенской мироколицы. С. 140–147.

Версия для печати

Рубрика: Культурология. Искусствоведение

Скачать статью (pdf, 2.2MB )

УДК

[08(091)+7.045+726.04](045)

Сведения об авторах

Попова Людмила Дмитриевна, доктор культурологии, профессор кафедры культурологии и религиоведения института социально-гуманитарных и политических наук Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор более 100 научных публикаций, в т. ч. 5 монографий, двух учебных пособий

Аннотация

В статье рассматривается семиотика сакрального пространства Ошевенской мироколицы, сформировавшейся в процессе славяно-русского освоения чудских земель Заволочья. Православная семиосфера культурного ландшафта Ошевенской округи включала в себя монастырь, приходской храмовый комплекс и часовни. В сакральном ансамбле всей территории отразилась динамически-иерархическая традиция устроения православного пространства. Монастырь, с которого и началось освоение православного пространства, являлся центром духовной жизни Ошевенского края. Став значимым сакральным локусом и архитектурно отмеченным местом, хорошо видимым из окружающих деревень, Александро-Ошевенский монастырь простирает свой духовный тонус на всю округу – отечество Александра Ошевенского. Периферию же образовывали крестьянские селения, идущие вдоль правого берега реки Чурьеги: село Ошевенская слобода, деревни Ширяиха, Фёдорово, Михеево, Подгорье, Низ, Гарь, Малые Кривцы и Большие Кривцы. И вдоль левого – Кукуй, Обрезково (Обресково), Скребино. За мостом на притоке Чурьеги расположены деревни Большой Хáлуй и Малый Хáлуй, существовавшие здесь, согласно Олонецкому патерику, еще в XVI веке. В расположении указанных деревень также видна изначальная целостность, и во взаимодействии жилой архитектуры с ландшафтным пространством и излучины реки Чурьеги существует своя логика и система взаимосвязи. Доминантой – мостом между округой и монастырем – является приходской храм Ошевенского погоста. Важную роль в жизни северного мира играли и часовенные приходы, связанные с почитанием святынь в своем внутреннем, родном пространстве. Сакрально-архитектурное пространство Ошевенска было органично вписано в окружающий природный ландшафт, наделенный высоким духовно-аксиологическим статусом.

Ключевые слова

Ошевенск, Ошевенская мироколица, Александр Ошевенский, Александро-Ошевенский монастырь, сакральное пространство, церковное зодчество, шатровый храм.

Список литературы

  1. Алфёрова Г.В. Каргополь и Каргополье. М., 1973.
  2. Гунн Г.П. Каргополье – Онега. М., 1974.
  3. Домострой по списку Имп. Об-ва истории и древностей российских // Чтения в Имп. Об-ве истории и древностей российских при Московском университете: в 4 кн. / предисл. И.Е. Забелина. М., 1881. Кн. 2.
  4. Кольцова Т.М. Росписи «неба» в деревянных храмах русского севера. Архангельск, 1993.
  5. Лихачёв Д.С. Соловки в истории русской культуры // Архитектурно-художественные памятники Соловецких островов / под общ. ред. Д.С. Лихачёва. М., 1980.
  6. Попова Л.Д. Александро-Ошевенский монастырь // Поморская энциклопедия: в 5 т. Т. 4. Культура Архангельского Севера. Архангельск, 2012. С. 28.
  7. Попова Л.Д. Ошевенский приход – сакральный центр Каргополья // Формирование рекреационной терри- тории Каргополья: моногр. / сост. Ю.П. Окунев и др. Архангельск, 2012.
  8. Попова Л.Д. Сакрально-строительный модуль в деревянном зодчестве Русского Севера // Вестн. Помор. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2010. № 2. С. 126–130.
  9. Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. М., 2000.