CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-00, вн. 18-20 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru              

о журнале

Программирование исполнительских действий в познании: содержание, типология, роль и место в метапознании. С. 70–77.

Версия для печати

Рубрика: Философия

Скачать статью (pdf, 2.2MB )

УДК

159.9

Сведения об авторах

Чернокова Татьяна Евгеньевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и психофизиологии гуманитарного института филиала САФУ имени М.В. Ломоносова в г. Северодвинске. Автор 54 научных публикаций

Аннотация

Статья посвящена проблеме программирования субъектом собственной познавательной деятельности. Цель исследования: определить особенности содержания процесса программирования познавательных действий, его типы, формальные характеристики, роль в саморегуляции познания. Методологией исследования является синтез идей субъектно-деятельностного подхода и метакогнитивной психологии.
В процессе теоретического исследования проведен анализ понятий «планирование» и «программирование познавательной деятельности». Процесс программирования познавательных действий определен как компонент метапознания. Метакогнитивные процессы рассматриваются как проявление субъектной позиции человека в познавательной деятельности. Эти процессы обеспечивают саморегуляцию познания, определяя его содержание и ход. Процесс программирования действий включает отбор и построение последовательности перцептивных, мнемических, мыслительных действий, определение их содержания и динамических характеристик. Функции программирования познавательной деятельности заключаются в организации и упорядочивании познавательного процесса.
Показана специфика программирования действий в учебно-познавательной деятельности ребенка и в исследовательской деятельности ученого как метакогниций разного уровня. Определены основные этапы познавательного процесса. Цель первого этапа – получение информации о познаваемом объекте. Этот этап включает действия, направленные на поиск источников информации, дифференциацию и отбор релевантных сведений, их фиксацию и сохранение. Цель второго этапа – преобразование информации в знание. Этот этап предполагает обобщение сведений и включает действия, направленные на формирование понятий, суждений и умозаключений.
Выявлена связь программирования с целью и условиями познания. В соответствии с целью выделены типы программ. Первый тип – программы, расширяющие знание, – представляет собой последовательность однотипных действий, направленных на изучение разных характеристик изучаемого объекта. Второй тип – программы, углубляющие знание, – представляет собой серию действий, направленных на апробацию различных средств, позволяющих объективировать изучаемое свойство. На основе данных положений могут быть разработаны методики исследования программирования действий в разных возрастах и разных видах познавательной деятельности.

Ключевые слова

программирование познавательной деятельности, метапознание, этапы познания, типы программ познавательной деятельности.

Список литературы

  1. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976. 152 с.
  2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996. 544 с.
  3. Зак А.З. Развитие способности действовать «в уме» у школьников 1–10 классов // Вопр. психологии. 1983. № 1. С. 43–50.
  4. Когнитивная психология / под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. М., 2002. 480 с.
  5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 304 с.
  6. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации человеком. М., 1974. 550 с.
  7. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. М., 2000. 255 с.
  8. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей. М., 1995. 234 с.
  9. Миллер Дж., Галантер Ю., Прибрам К. Планы и структура поведения. М., 1965. 238 с.
  10. Минаева Е.В. Формирование внутреннего плана действий у детей младшего школьного возраста: дис. … канд. психол. наук. Н. Новгород, 2000. 178 с.
  11. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. М., 2001. 192 с.
  12. Найссер У. Познание и реальность. М., 1981. 232 с.
  13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. М., 1989. Т. 1. 488 с.
  14. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М., 1996. 600 с.
  15. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М., 1997. 392 с.
  16. Чернокова Т.Е. Диалектические структуры в метапознании // Филология и культура. Philology and Culture. 2013. № 3. С. 322–329.
  17. Чернокова Т.Е. Метакогнитивная психология: проблема предмета исследования // Вестн. Помор. ун-та. 2011. № 3. С. 153–158.
  18. Щедровицкий Г.П. Программирование научных исследований и разработок. М., 1999. Т. 1. 286 с.
  19. Brown A. Metacognition, Executive Control, Self-Regulation, and Other More Mysterious Mechanisms // Metacognition, Motivation and Understanding / ed. by F. Weinert, R. Kluwe. New Jersey, 1987. P. 65–116.
  20. Dirkes M.A. Metacognition: Students in Charge of Their Thinking // Roeper Review. 1985. № 8(2). P. 96–100.
  21. Flavell J.H. Metacognition and Cognitive Monitoring: A New Area of Cognitive-Developmental Inquiry // American Psychologist. 1979. Vol. 34, № 10. P. 906–911.
  22. Kluwe R. Executive Decisions and Regulation of Problem Solving Behavior // Metacognition, Motivation and Understanding / ed. by F. Weinert & R. Kluwe. New Jersey, 1987. P. 31–64.
  23. Ridley D., Schuts P., Glanz R., Weinstein C. Self-Regulated Learning: The Interactive Influence of Metacognitive Awareness and Goal-Setting // Journal of Experimental Education. 1992. № 60(4). P. 293–306.