Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки»
ISSN 2227-6564 e-ISSN 2687-1505 DOI:10.37482/2687-1505
Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Тел: (818-2) 21-61-00, вн. 18-20 о журнале |
Рубрика: Философия Скачать статью (pdf, 2.2MB )УДК159.9Сведения об авторахЧернокова Татьяна Евгеньевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и психофизиологии гуманитарного института филиала САФУ имени М.В. Ломоносова в г. Северодвинске. Автор 54 научных публикацийАннотацияСтатья посвящена проблеме программирования субъектом собственной познавательной деятельности. Цель исследования: определить особенности содержания процесса программирования познавательных действий, его типы, формальные характеристики, роль в саморегуляции познания. Методологией исследования является синтез идей субъектно-деятельностного подхода и метакогнитивной психологии.В процессе теоретического исследования проведен анализ понятий «планирование» и «программирование познавательной деятельности». Процесс программирования познавательных действий определен как компонент метапознания. Метакогнитивные процессы рассматриваются как проявление субъектной позиции человека в познавательной деятельности. Эти процессы обеспечивают саморегуляцию познания, определяя его содержание и ход. Процесс программирования действий включает отбор и построение последовательности перцептивных, мнемических, мыслительных действий, определение их содержания и динамических характеристик. Функции программирования познавательной деятельности заключаются в организации и упорядочивании познавательного процесса. Показана специфика программирования действий в учебно-познавательной деятельности ребенка и в исследовательской деятельности ученого как метакогниций разного уровня. Определены основные этапы познавательного процесса. Цель первого этапа – получение информации о познаваемом объекте. Этот этап включает действия, направленные на поиск источников информации, дифференциацию и отбор релевантных сведений, их фиксацию и сохранение. Цель второго этапа – преобразование информации в знание. Этот этап предполагает обобщение сведений и включает действия, направленные на формирование понятий, суждений и умозаключений. Выявлена связь программирования с целью и условиями познания. В соответствии с целью выделены типы программ. Первый тип – программы, расширяющие знание, – представляет собой последовательность однотипных действий, направленных на изучение разных характеристик изучаемого объекта. Второй тип – программы, углубляющие знание, – представляет собой серию действий, направленных на апробацию различных средств, позволяющих объективировать изучаемое свойство. На основе данных положений могут быть разработаны методики исследования программирования действий в разных возрастах и разных видах познавательной деятельности. Ключевые словапрограммирование познавательной деятельности, метапознание, этапы познания, типы программ познавательной деятельности.Список литературы
|