CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Почему культурно-историческая теория Льва Выготского актуальна сегодня? С. 38–46.

Версия для печати

Рубрика: Философия

УДК

1:316.4:37

Сведения об авторах

Зашихина Инга Михайловна, кандидат философских наук, доцент кафедры языков северных стран и международной научной коммуникации института филологии и межкультурной коммуникации Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 12 научных публикаций

Аннотация

В данной статье автор рассматривает применимость культурно-исторической концепции, разработанной отечественным ученым Л. Выготским, к исследованию социально-философских проблем в области образования. Социокультурные изменения, произошедшие в информационном обществе, влекут за собой cерьезные сдвиги в жизни общества. Так, в области образования появляются новейшие технологии онлайн-обучения, e-learning. Электронные средства распространения информации становятся все более и более популярными. Информационная эпоха сегодняшнего дня признается исследователями новым типом культуры и коммуникации, что влечет за собой необходимость поиска подходящей методологии исследования способов передачи информации, возникновения знания. Вопрос о природе знания, критериях его истинности и отношении к реальности в современном мире отсылает ученых к проблеме конструктивного компонента в познании. Конструктивизм, считающийся весьма продуктивной методологией исследования в наши дни, кажется, способен найти ответ на многие вопросы науки. Однако, как отмечают исследователи, эпистемологический конструктивизм не способен объяснить динамику развития знания. Для того чтобы понять, как строится знание в наши дни, автор предлагает вернуться к наследию прошлого. Такая перспектива кажется тем более актуальной, что исследования Л. Выготского вызывают волну интереса среди современных западных философов. Последние находят в теории русского ученого множество свежих нюансов, которые приобретают новое значение для развития философской методологии в контексте постиндустриального общества. В статье автор доказывает продуктивность теории развития мышления русского ученого Л. Выготского для исследования современного социокультурного контекста, а именно сферы обучения и образования.

Ключевые слова

онлайн-обучение, социокультурная теория, Лев Выготский, опосредующее действие, культурный артефакт, информационно-компьютерные технологии.
Скачать статью (pdf, 2.2MB )

Список литературы

  1. Баева Л.В. Электронная культура: опыт философского анализа // Вопр. филос. 2013. № 5. С. 75–84.
  2. Бурляева В.А., Чебанов К.А., Баландина Н.В. К парадигме познания социального конструктивизма. URL: http://www.online-science.ru/m/products/philosophy_sciense/gid844/pg0/ (дата обращения: 05.06.2014).
  3. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. / под ред. А.М. Матюшкина. М., 1983. Т. 3. 368 с.
  4. Каменева Н.А., Нисилевич А.Б., Стрижова Е.В., Харитонова О.В. Принципы конструктивизма как философская основа информационно-обучающей среды // Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании 2013: сб. науч. тр. Sworld. Вып. 2. Т. 14. Одесса, 2013. С. 121–124.
  5. Касавин И.Т. О семиотически-коммуникативной теории сознания (в развитие идей Л.С. Выготского) // Эпистемология & философия науки. 2009. № 3. С. 152–167.
  6. Колин К.К. Информационная культура и качество жизни в информационном обществе. URL: http://www.e-joe.ru/i-joe/i-joe_01/files/kolin.pdf (дата обращения: 02.03.2014).
  7. Савицкая А.В. Aнализ понятий «открытое образование» и «дистанционное обучение». URL: http://sibac.info/11720 (дата обращения: 03.06.2014).
  8. Филатов В.П. Конструктивистский подход в эпистемологии и науках о человеке // Вопр. филос. 2010. № 8. С. 178–181.
  9. Cole M. Cultural Psychology: А Once and Future Discipline. Cambridge, 1998. 400 p.
  10. Dascal M., Dror I.E. The Impact of Cognitive Technologies. Towards a Pragmatic Approach // Pragmatics & Cognition. 2005. Vol. 13(3). P. 451–457.
  11. Giest Н. The Formation Experiment in the Age of Hypermedia and Distance Learning // The Transformation of Learning. Advances in Cultural-Historical Activity Theory / ed. by B. van Oers. Cambridge, 2008. 401 p.
  12. Lantolf J. Sociocultural Theory and Second Language Learning. N. Y., 2001. 297 p.
  13. Lave J., Wenger E. Situated Learning. Legitimate Peripheral Participation. UK, 2003. 138 p.
  14. Mirolli М., Parisi D. Towards a Vygotskyan Cognitive Robotics: The Role of Language as a Cognitive Tool // New Ideas in Psychology. 2011. Vol. 29, № 3. P. 298–311.
  15. Moll L.C. L.S. Vygotsky and Education. N. Y., 2014.
  16. Säljö R. Lärande i det 21:a århundradet (Learning in the 21st century) // Utm@ningar och e-frestelser: IT och skolans lärkultur / ed. by R. Säljö, J. Linderoth. Stockholm, 2002.
  17. Wenger E. Communities of Practice: Learning, Meaning and Identity. UK, 1998. 318 p.
  18. Wertsch J. Voices of the Mind: A Sociocultural Approach to Mediated Action. Cambridge, 2009. 182 p.