Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки»
ISSN 2227-6564 e-ISSN 2687-1505 DOI:10.37482/2687-1505
Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Тел: (818-2) 21-61-00, вн. 18-20 о журнале |
Рубрика: История Скачать статью (pdf, 2.2MB )УДК373+377.031.4(470+571)(091)«1914/1918»(045)Сведения об авторахСилин Андрей Вячеславович, кандидат исторических наук, доцент кафедры педагогики института педагогики и психологии Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 59 научных публикаций, в т. ч. двух монографий и одной книги (в соавт.)АннотацияВ статье анализируются проблемы функционирования и развития профессионально-технического образования в условиях мировой войны 1914–1918 годов, исследуются политика имперского центра, органов местного самоуправления в указанной сфере, а также инициативы общественных организаций и частных лиц по совершенствованию профессиональной подготовки местного населения. Так называемая игнатьевская реформа 1915–1916 годов являлась последней попыткой внести коренные изменения в систему образования дореволюционной России. Проекты реформ затрагивали все ступени и отрасли образования, включая и профессионально-техническую составляющую. Эти проекты предусматривали серьезную ломку многих искусственных барьеров, препятствовавших развитию российской профтехшколы. Предполагалось установить более тесную связь общеобразовательной подготовки и профессионального обучения, создать единую и преемственную систему образования, пересмотреть номенклатуру специальностей в связи с потребностями времени, смягчить сословные препоны на пути получения высших ступеней профессионального образования для выходцев из социальных низов, преодолеть «второсортность» женского профобразования. На местах, в т. ч. и на Европейском Севере, благодаря активности общественных организаций, органов местного самоуправления и частной инициативы даже в условиях военного времени удалось расширить сеть профессионально-технических учебных заведений, особенно начальных профшкол. В регионах были найдены рациональные формы сочетания общего и профессионального образования. Частные учебные заведения с успехом использовали передовые для своего времени педагогические новинки, позаимствованные из зарубежного опыта и адаптированные к российским условиям. Форумы торгово-промышленных кругов и съезды общественных организаций и кооперативных объединений становились площадками, на которых активно обсуждались проблемы профессионально-технического образования, а также вопросы, связанные с установлением потребностей регионов в специалистах и квалифицированных рабочих определенного уровня подготовки в зависимости от нужд местной экономики.Ключевые словагосударственная политика в сфере образования, общее образование, профессионально-техническое образование, Министерство народного просвещения, органы местного самоуправления, частная инициатива, «игнатьевская» реформа, общественные организации, ремесленныеСписок литературы
|