CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-00, вн. 18-20 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru              

о журнале

Первая мировая война и проблемы профессионально-технического образования (на материалах Европейского Севера России). С. 23–29.

Версия для печати

Рубрика: История

Скачать статью (pdf, 2.2MB )

УДК

373+377.031.4(470+571)(091)«1914/1918»(045)

Сведения об авторах

Силин Андрей Вячеславович, кандидат исторических наук, доцент кафедры педагогики института педагогики и психологии Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 59 научных публикаций, в т. ч. двух монографий и одной книги (в соавт.)

Аннотация

В статье анализируются проблемы функционирования и развития профессионально-технического образования в условиях мировой войны 1914–1918 годов, исследуются политика имперского центра, органов местного самоуправления в указанной сфере, а также инициативы общественных организаций и частных лиц по совершенствованию профессиональной подготовки местного населения. Так называемая игнатьевская реформа 1915–1916 годов являлась последней попыткой внести коренные изменения в систему образования дореволюционной России. Проекты реформ затрагивали все ступени и отрасли образования, включая и профессионально-техническую составляющую. Эти проекты предусматривали серьезную ломку многих искусственных барьеров, препятствовавших развитию российской профтехшколы. Предполагалось установить более тесную связь общеобразовательной подготовки и профессионального обучения, создать единую и преемственную систему образования, пересмотреть номенклатуру специальностей в связи с потребностями времени, смягчить сословные препоны на пути получения высших ступеней профессионального образования для выходцев из социальных низов, преодолеть «второсортность» женского профобразования. На местах, в т. ч. и на Европейском Севере, благодаря активности общественных организаций, органов местного самоуправления и частной инициативы даже в условиях военного времени удалось расширить сеть профессионально-технических учебных заведений, особенно начальных профшкол. В регионах были найдены рациональные формы сочетания общего и профессионального образования. Частные учебные заведения с успехом использовали передовые для своего времени педагогические новинки, позаимствованные из зарубежного опыта и адаптированные к российским условиям. Форумы торгово-промышленных кругов и съезды общественных организаций и кооперативных объединений становились площадками, на которых активно обсуждались проблемы профессионально-технического образования, а также вопросы, связанные с установлением потребностей регионов в специалистах и квалифицированных рабочих определенного уровня подготовки в зависимости от нужд местной экономики.

Ключевые слова

государственная политика в сфере образования, общее образование, профессионально-техническое образование, Министерство народного просвещения, органы местного самоуправления, частная инициатива, «игнатьевская» реформа, общественные организации, ремесленные

Список литературы

  1. Акимов П.А. О школе промежуточной между средней и высшей // Для народного учителя. 1916. № 6. С. 17–18.
  2. Великая война 1914–1918: Альманах Российской ассоциации историков Первой мировой войны: Россия в Первой мировой войне. Вып.
  3. М., 2013. 160 с. 3. Голдин В.И. Материалы теоретико-методологического семинара докторантов Европейского Севера России // Вестн. Помор. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2009. №. 1. С. 152–176.
  4. Голдин В.И. Теоретико-методологический семинар докторантов-историков Европейского Севера // Вестн. Север. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2012. № 2. С. 153–169.
  5. Голдин В.И., Бестужева К.Г. Историческая наука и образование в современных дискуссиях // Вестн. Север. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2014. № 1. С. 154–163.
  6. Голдин В.И., Соколова Ф.Х. Материалы теоретико-методологического семинара докторантов Европейского Севера России // Вестн. Помор. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2010. № 4. С. 162–177.
  7. Голдин В.И., Трошина Т.И. Докторские диссертационные исследования – на уровень современных требований // Вестн. Север. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2013. № 2. С. 139–153.
  8. Еремеева А.Н. Высшие учебные заведения, власть и общество российских регионов в годы Первой мировой войны // Первая мировая война и Европейский Север России: материалы междунар. науч. конф., г. Архангельск, 20–25 июня 2014 года. Архангельск, 2014. 398 с.
  9. Коновалов Ф.Я., Панов Л.С., Уваров Н.В. Вологда, XII – начало ХХ века. Краеведческий словарь. Архангельск, 1993. 299 с.
  10. Королёв Ф.Ф. Народное образование в России накануне Февральской революции // Сов. педагогика. 1951. № 12. С. 41–67.
  11. Объяснительная записка к проекту закона и положения о профессиональных учебных заведениях, классах, курсах и учебных установлениях Министерства народного просвещения // Проф. образование. 1915. № 2. С. 39–40.
  12. Очерки истории профессионально-технического образования в СССР / под ред. С.Я. Батышева. М., 1981. 351 с.
  13. Педагогическая хроника // Рус. школа. 1916. № 9. С. 58–62.
  14. Положение о профессиональных учебных заведениях, классах, курсах и учебных установлениях Министерства народного просвещения // Проф. образование. 1915. № 2. С. 21–22.
  15. Поморский кустарный музей, рукодельные курсы и кустарно-ремесленные мастерские в Архангельской губернии Общества изучения Поморского края и улучшения его быта // Проф. образование. 1916. № 2(4). С. 159–160.
  16. Смета МНП на 1916 г. // Проф. образование. 1916. № 1(3). С. 94–106.
  17. Смирнов А. О внешкольном профессиональном образовании // Проф. образование. 1916. № 3(5). С. 56–58.