CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Автономность образования. С. 173–178.

Версия для печати

: Педагогика. Психология

378+37.091(045)

Соколова Мария Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессиональной лингводидактики института филологии и межкультурной коммуникации Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 33 научных публикаций, в т. ч. двух учебно-методических пособий (в со- авт.), одной монографии (в соавт.)

Статья посвящена проблеме автономного обучения в целом и автономного обучения в современном вузе. Приводится анализ терминологии, связанной с вопросами автономии учебного процесса и обучающихся; рассматриваются различные подходы к реализации автономного обучения в отечественной и зарубежной педагогике. Автор обращается также к истории разработки означенной проблемы. С одной стороны, автономное обучение рассматривается как способ организации самостоятельной работы обучающихся вне аудитории; с другой стороны – как способность личности к самоуправлению и саморефлексии в учебном процессе. При этом подчеркивается, что обучение может быть как массовым, так и дистанционным. Автономное обучение может рассматриваться и как особая система организации учебной деятельности, основанная на умении учиться самостоятельно.

автономия обучения, автономность обучающихся, непрерывность образования, автономность образования.

  1. Автономность в практике обучения иностранному языку и культурам: сб. науч. тр. / отв. ред. К.Г. Павлова. Вып. 461. М., 2001.
  2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996. 540 с.
  3. Дистанционное обучение. URL: http://www.web-learn.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1 2&Itemid=17 (дата обращения: 21.01.2013).
  4. Дубровская Ю.А. Педагогическое сопровождение самообразования студентов в условиях дистанционного обучения: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2005. 18 с.
  5. Из истории автономного/самоуправляемого обучения. URL: http://doshkolnuk.com/iz-istorii (дата обращения: 21.01.2013).
  6. Каменская Л.С. К вопросу о развитии личностных качеств обучаемых, необходимых для автономной учебной деятельности по иностранному языку // Автономность в практике обучения иностранному языку и культурам: сб. науч. тр. М., 2000. С. 118–127.
  7. Кашаев А.А. Дистанционное образование как фактор формирования единого мирового образовательного пространства: автореф. дис. … канд. пед. наук. Рязань, 2003. 22 с.
  8. Кашенкова И.С. Автономное обучение. URL: http://www.mgimo.ru/fileserver/2004/kafedry/nem/met-dok_ Kashenkova_avt-ob.doc (дата обращения: 21.01.2013).
  9. Ковальская А.Э. Самостоятельная работа студентов по иностранному языку в контексте технологии автономного обучения. URL: http://conference.osu.ru/assets/files/conf_reports/conf8/383.doc (дата обращения: 21.01.2013).
  10. Коряковцева Н.Ф. Автономия учащегося в процессе изучения иностранного языка и культуры // Автономность в практике обучения иностранному языку и культурам: сб. науч. тр. Вып. 461. М., 2001. С. 12–29.
  11. Коряковцева Н.Ф. Проблема содержания самостоятельной работы по иностранному языку в контексте подготовки студента к непрерывному самообразованию (языковой вуз) // Теоретические и экспериментальные исследования в области обучения иностранным языкам в школах и неязыковых вузах. М., 1993. С. 36–46.
  12. Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: пособие для учителей. М., 2002. 176 с.
  13. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М., 1985. 440 с.
  14. Насонова Е. Автономное обучение: парадигма языкового образования // Высш. образование в России. 2007. № 2. С. 113–115.
  15.  Олейников М.А. Автономное обучение в системе дополнительного профессионального образования // Изв. Юж. федер. ун-та. Пед. науки. № 6. 2007. С. 105–110.
  16. Панкратьева Г.И. Рефлексивная самооценка как методологическая основа автономного обучения иностранному языку. URL: http://www.emissia.org/offline/2011/1651.htm (дата обращения: 21.01.2013).
  17. Парфенов Е.А. Педагогические условия саморазвития личности в дистанционном обучении иностранному языку: автореф. дис. … канд. пед. наук. Якутск, 2004. 20 с.
  18. Петрова М.П. Дистанционное обучение иностранным языкам в социокультурном контексте: дис. … канд. пед. наук. Якутск, 2002. 253 с.
  19. Петровский А.В. Личность в психологии. Ростов н/Д., 1996. 510 с.
  20. Резницкая Г.И. Психолого-педагогические аспекты развития автономии учащихся в освоении иноязычной культуры // Автономность в практике обучения иностранному языку и культурам: сб. науч. тр. М., 2001. С. 5–12.
  21. Тулина Н.Н. Роль автономного обучения иностранным языкам при подготовке кадров для работы в бизнесе // Российское предпринимательство: сб. науч. ст. / под ред. В.И. Копылова. Волгоград, 2001. С. 401–409.
  22. Цветкова Т.К. Пути формирования автономности обучаемого в учебном процессе по иностранному языку // Автономность в практике обучения иностранному языку и культурам: сб. науч. тр. Вып. 461. М., 2001. С. 62–73.
  23. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М., 1996. С. 12.
  24. Шевченко Н.И., Воробьёв Р.А. Развитие автономной языковой личности при обучении межкультурному общению // Автономность в практике обучения иностранному языку и культурам: сб. науч. тр. Вып. 437. М., 2001. С. 29–37.
  25. Holec H. Autonomy and Foreign Language Learning. Strasbourg, 1979.
  26. Kirchhöfer D. Lernkultur Kompetenzentwicklung: begriffliche Grundlagen. Berlin, 2004.
  27. Little D. Learner Autonomy 1: Definition, Issues and Problems. Dublin, 1991.