CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Обучение основам математической обработки информации: содержательный аспект. С. 164–172.

Версия для печати

Рубрика: Педагогика. Психология

УДК

378.147:519.72

Сведения об авторах

Костюченко Роман Юрьевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики обучения математике Омского государственного педагогического университета. Автор 37 научных публикаций, в т. ч. двух учебных пособий

Аннотация

В статье актуализируется проблема содержания обучения студентов различных специальностей курсу «Основы математической обработки информации». Автором рассматриваются аксиоматический метод и метод математического моделирования как основные математические общенаучные методы познания. По предположению эти два метода предопределяют как применение науки математики в других научных областях, так и содержание обучения студентов по использованию этих методов в решении профессиональных задач. На основе анализа научно-методической литературы с иллюстрацией на конкретных примерах автор показывает, что в обучении студентов основам математической обработки информации следует придерживаться определенных положений. Во-первых, необходимо обучать анализу готовых математических моделей. Во-вторых, формировать умение в построении математической модели, ее исследовании и интерпретации полученного математического решения; при этом усвоение основных идей и методов должно начинаться с простых и интуитивно понятных примеров, а затем продолжаться при решении задач, характерных для соответствующей предметной области. В-третьих, для реализации грамотного внутримодельного решения необходимо изучать методы самой математики. Знакомство студентов с аксиоматическим методом целесообразно осуществлять при рассмотрении и анализе примеров локальных аксиоматических теорий, построенных на конкретном и подходящем материале.

Ключевые слова

основы математической обработки информации, аксиоматический метод, метод математического моделирования.

Запрос на полную версию статьи можно отправить через библиотеку университета

Список литературы

  1. Аксиоматика и аксиоматический метод // Энциклопедический словарь юного математика / сост. А.П. Савин. М., 1989. С. 10–13.
  2. Баврин И.И. Краткий курс высшей математики для химико-биологических и медицинских специальностей. М., 2003. 328 с.
  3. Болтянский В.Г., Савин А.П. Беседы о математике. Кн. 1. Дискретные объекты. М., 2002. 368 с.
  4. Введение в математическое моделирование / под. ред. В.П. Трусова. М., 2005. 440 с.
  5. Волошинов А.В. Математика и искусство. М., 2000. 339 с.
  6. Далингер В.А., Костюченко Р.Ю. Аналогия в геометрии. Омск, 2001. 149 с.
  7. Далингер В.А., Симонженков С.Д. Моделирование с помощью дифференциальных уравнений. Омск, 2008. 43 с.
  8. Епишева О.Б. Общая методика обучения математике в средней школе. Тобольск, 2008. 203 с.
  9. Кохановский В.П. Философия и методология науки. Ростов н/Д., 1999. 576 с.
  10. Лабораторные и практические работы по методике преподавания математики / под ред. Е.И. Лященко. М., 1988. 223 с.
  11. Математическое моделирование / под ред. Дж. Эндрюса, Р. Мак-Лоуна. М., 1979. 277 с.
  12. Мышкис А.Д. Элементы теории математических моделей. М., 2007. 192 с.
  13. Рванова А.С. Проектирование и реализация целевого и содержательного компонентов элективных курсов для классов математического профиля на основе локальной аксиоматизации: дис. … канд. пед. наук. Омск, 2006. 183 с.
  14. Садовский В.Н. Аксиоматический метод построения математического знания // Философские вопросы современной формальной логики. М., 1962. С. 215–262.
  15. Самарский А.А., Михайлов А.П. Математическое моделирование: Идеи. Методы. Примеры. М., 2005. 320 с.
  16. Саранцев Г.И. Обучение математическим доказательствам в школе. М., 2000. 173 с.
  17. Столяр А.А. Логические проблемы преподавания математики. Минск, 1965. 254 с.
  18. Столяр А.А. Педагогика математики. Минск, 1986. 414 с.
  19. Теория и технология обучения математике в средней школе / под ред. Т.А. Ивановой. Н. Новгород, 2009. 355 с.
  20. Успенский В.А. Что такое аксиоматический метод? Ижевск, 2001. 96 с.