CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Священные природные места Лекшмозерья как маркеры региональной и локальной идентичности. С. 132–140.

Версия для печати

: Культурология. Искусствоведение

130. 3 (470.11) (045)

Теребихин Николай Михайлович, доктор философских наук, профессор кафедры культурологии и религиоведения института социально-гуманитарных и политических наук Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор более 270 научных публикаций, в т. ч. 6 монографий

Мелютина Марина Николаевна, кандидат философских наук, заместитель директора по научной работе Национального парка «Кенозерский», доцент кафедры культурологии и религиоведения института социально-гуманитарных и политических наук Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор бо- лее 20 научных публикаций, в т. ч. двух монографий

Статья посвящена исследованию одной из актуальных проблем сакральной экологии, связанных с учетом, сохранением и изучением священных природных мест как заповедных центров культурного и биологического разнообразия территории Кенозерского национального парка. Священные природные места занимают важное место в структуре сакрального ландшафта парка и являются нерукотворными маркерами этнокультурной, региональной и локальной идентичности коренных паозеров, на основе которой формируются геокультурные образы их «малой родины», «своей земли». В центре внимания исследователей – Думино-Долгозерский ландшафтный комплекс, локализованный в южной части территории национального парка (Лекшмозерье). Его природный каркас образуют озера, болота, источники и водные протоки, которые формируют геокультурный образ места как острова или архипелага. Авторы уделяют основное внимание исследованию сакральной символики водной стихии и раскрытию ее места в структуре картины мира местного сообщества. В статье анализируются ритуалы жертвоприношений и дарений как основного механизма тотального обмена и связей человека с духами-хранителями священных природных мест и христианскими святыми – ангелами водной стихии. Анализ семантики Думино-Долгозерского ландшафта позволяет сделать вывод о том, что его водный природный каркас абсолютно полно соответствует водному характеру «русскости», впитавшей в себя водно-лесной архетип финно-угорского этнокультурного субстрата.

Лекшмозерье, священные природные места, региональная и локальная идентичность, «малая родина», святость вод, культурный ландшафт.

  1. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., 1986. С. 121–290.
  2. Булгаков С.Н. Тихие думы. М., 1996. 510 с.
  3. Винокурова И.Ю. Животные в традиционном мировоззрении вепсов (опыт реконструкции). Петрозаводск, 2006. 448 с.
  4. Воронов А. Древний народный обычай // Олонец. губерн. вед. 1887. № 95. С. 885–886.
  5. Головнев А.В. Говорящие культуры. Традиции самодийцев и угров. Екатеринбург, 1995. 606 с.
  6. Давыдов А.Н. Этнографическая проблематика изучения Кенозерья // Разработка научной документации для проектируемого национального парка на Кенозере Плесецкого района Архангельской области. Архангельск, 1982. Т. 2. С. 116.
  7. Дранникова Н.В. Мифологический ландшафт Кенозерья // Поморские чтения по семиотике культуры. Вып. 3. Сакральная география и традиционные этнокультурные ландшафты народов Европейского Севера. Архангельск, 2008. С. 125–131.
  8. Значение традиционных знаний для устойчивого развития коренных народов: пособие по сбору, документированию и применению традиционных знаний для организаций коренных народов / сост. О.А. Мурашко. М., 2008. 60 с.
  9. Иванова А.А, Калуцков В.Н., Фадеева Л.В. Святые места в культурном ландшафте Пинежья (материалы и комментарии). М., 2009. 512 с.
  10. Кенозерские сказки, предания, былички / вступ. ст., сост., примеч. Н.М. Ведерниковой. М., 2003. 147 с.
  11. Керимова М.М. Жизнь, отданная науке: семья этнографов Харузиных. М., 2011. 760 с.
  12. Конкка А.П. Карсикко: деревья-знаки в обрядах и верованиях прибалтийско-финских народов. Петрозаводск, 2013. 286 с.
  13. Криничная Н.А. Русская народная мифологическая проза: Источники и полисемантизм образов: в 2 т. Т. 1. Былички, бывальщины, легенды, поверья о духах-«хозяевах». Петрозаводск, 2000. 567 с.
  14. Мелехова Г.Н., Носов Н.Н. Традиционный уклад Лекшмозерья: в 2 ч. М., 1994. Ч. 2. 239 с.
  15. Мелютина М.Н., Теребихин Н.М. Сакральный ландшафт Кенозерья. Архангельск, 2013. 203 с.
  16. Мороз А.Б. Святые Русского Севера. Народная агиография. М., 2009. 528 с.
  17. Никитин Г.А. Жертвоприношения в Карелии // Материалы по этнографии. Т. II. Народы Прибалтики, Северо-Запада, Среднего Поволжья и Приуралья. СПб., 2004. С. 335–347.
  18. Панченко А.А. Исследования в области народного православия. Деревенские святыни Северо-Запада России. СПб., 1998. 305 с.
  19. Р-в Г. Народная легенда (Письмо в редакцию «Олонецких губернских ведомостей» из Каргопольского уезда) // Олонец. губерн. вед. 1865. № 9. С. 136.
  20. Священные природные места. Пособие для руководителей охраняемых природных территорий. URL: http://sacrednaturalsites.org/wp-content/uploads/2011/10/PAG-016-Ru.pdf (дата обращения: 26.04.2014).
  21. Сподина В.И. Ценностные характеристики «своей земли» в традиционной культуре коренных народов Югры как маркер этнической идентичности // Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. Вып. 328. С. 77–80.
  22. Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей (реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского). М., 1982. 83 с.
  23. Флоренский П.А. Философия культа (Опыт православной антроподицеи). М., 2010. 568 с.
  24. Харузин Н.Н. Из материалов, собранных среди крестьян Пудожского уезда Олонецкой губернии. М., 1889. 73 с.
  25. Харючи Г.П. Священные места в традиционной современной культуре ненцев. СПб., 2013. 160 с.
  26. Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994. 144 с.