Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск
Тел: (818-2) 21-61-21
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
vestnik@narfu.ru
|
Современное старообрядчество: между деконструктивизмом и традиционализмом. С. 52–59.
|
|
: Философия
130.2-281.9
Товбин Кирилл Михайлович, кандидат философских наук, доцент филиала Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова (г. Южно-Сахалинск). Автор 82 научных публикаций
В статье рассмотрено современное старообрядчество, превратившееся из носителя и возродителя Традиции в элемент пострелигиозности посредством информатизации, виртуализации и отсутствия бытийственной подоплеки. Ментально и интеллектуально протестуя против натиска идейности и чувственности Модерна, старообрядцы вынужденно стали использовать интеллектуальные приемы, на которых сегодня строится Постмодерн. Однако в XVII–XX веках эти приемы «наивного постмодернизма» компенсировались онтологическими основаниями естественного образа жизни и гносеологическими основаниями традиционной духовности. Без этих ментальных тормозов, уничтоженных в СССР – стране победившего секуляризма, – старообрядчество в конце ХХ века стремительно виртуализовалось и сегодня активно вовлекается в ментальный коллаж Постмодерна в русле модного неофундаментализма и псевдотрадиционализма. Подобные процессы происходят, изучаются и в иных версиях традиционной духовности, которые Постмодерн успешно воскрешает, выхолащивая в безболезненную для себя стилистику, не препятствующую переходу к вершине десакрализации – к превращению религии в игру. В данном исследовании, осуществленном на основе методологии Традиционалистской школы (Р. Генон, Ю. Эвола, Т. Буркхардт, С.Х. Наср, Ф. Шуон, Дж. Катсингер, Ж. Борелля, А.Г. Дугин и др.), осуществляется приложение общей редукции пострелигии к реальным параметрам нынешнего старообрядческого мировоззрения и менталитета – точнее, старообрядческого отражения в СМИ (в т. ч. старообрядческих), сегодня живущих самостоятельной жизнью в полном соответствии с канонами Постмодерна. Рассмотрены два важнейших основания Постмодерна – деконструкция и расщепление – в современном старообрядческом мировоззрении, их постепенный генезис и современное действие.
старообрядчество, православие, ретрообновленчество, творческие перетолкования, младостарообрядчество, деконструкция, ризома, Постмодерн, пострелигия.
- Аввакум. «Вторая» челобитная // Пустозерские узники – свидетели Истины: сб. / сост. Зосима (Еремеев), еп. Ростов н/Д., 2009. С. 194–196.
- Аввакум. «Пятая» челобитная // Пустозерские узники – свидетели Истины: cб. / сост. Зосима (Еремеев), еп. Ростов н/Д., 2009. С. 196–203.
- Алимпий (Вербицкий), еп. Автобиографический очерк // Слово Церкви. 2010. Вып. 2. С. 22–26.
- Андриан, еп. Казанско-Вятский. Старообрядчество как часть общенациональной культуры // Старообрядчество как историко-культурный феномен: материалы МНПК. Гомель, 2003. С. 17–22.
- Арсений Уральский (Швецов), еп. Оправдание Старообрядствующей Святой Христовой Церкви в ответах на притязательные и недоумительные вопросы настоящаго времени. Письма. М., 1999.
- Бороздин А.К. Очерки русского религиозного разномыслия. СПб., 1905.
- Бороздин А.К. Протопоп Аввакум: Очерк из истории умственной жизни русского общества в XVII веке. СПб., 1900.
- Вейз-мл. Дж.Э. Времена Постмодерна: Христианский взгляд на современную мысль и культуру. М., 2002.
- Гиренок Ф.И. Патология русского ума: Картография дословности. М., 1998.
- Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по вопросам взаимоотношений с Русской Зарубежной Церковью и Старообрядчеством. URL: http://www.sedmitza.ru/text/429631.html (дата обращения: 23.05.2013).
- Езеров А.В. О наших недостатках (Немощь современного старообрядчества) // Остров веры. 2001. № 4. С. 18–40.
- Заволоко И.Н. История Церкви Христовой. Рига, 1937.
- Лоскутов Ю.В. Старая вера и Третья Волна: Размышления о будущем старообрядчества. URL: http://rpscperm.ru/publications/present/wave.pdf (дата обращения: 15.08.2014).
- Мельников Ф.Е. Блуждающее богословие // Мельников Ф.Е. В защиту старообрядческой иерархии. Блуждающее богословие. Об именословном перстосложении. Барнаул, 2002. С. 111–316.
- Мельников Ф.Е. В защиту старообрядческой иерархии. Блуждающее богословие. Об именословном перстосложении. Барнаул, 2002.
- Муравьёв А.В. Вера Отеческая // Старообрядецъ. 2007. № 39. С. 21.
- Перегудов Д. О косности, страданиях и горении. URL: http://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/236-1-0-887 (дата обращения: 23.05.2013).
- Рябушинский В.П. Старообрядчество и русское религиозное чувство / сост. В.В. Нехотин, М.Л. Гринберг. М., 2010. С. 31–146.
- Сидаш Т.Г. От Евангелия к Единоверию. URL: http://sidashtaras.ru/?idx=466 (дата обращения: 15.08.2014).
- Соловьёв Е.Е. Там, где Рим Второй пал, а Третий – где?!.. (Морское путешествие к истокам) // Белая Криница. 2002. № 2–3. С. 93–95.
- Товбин К.М. Параметры традиционной духовности // Вестн. НГУЭУ. 2013. № 1. С. 162–180.
- Товбин К.М. Постмодернистская религиозность: традиционалистическое видение // Изв. Урал. федер. ун-та. Сер. 3: Обществ. науки. 2013. № 1. С. 210–222.
- Усов И.Г. Церковь Христова временно без епископа. Новосибирск, 2008.
- Чунин Е., прот. Большой соблазн. URL: http://blackmonk.ru/pastor/echunin/tv2008.shtml (дата обращения: 15.08.2014).
- Эвола Ю. Оседлать тигра. СПб., 2005.
- Asad T. Trying to Understand French Secularism // Political Theologies: Public Religions in a Post-Secular World / ed. by H. Vries, L.E. Sullivan. N. Y., 2006. P. 494–526.
- Cavanaugh W.T. “A Fire Strong Enough to Consume the House”: The Wars of Religion and the Rise of the State // Modern Theology. 1995. Vol. 11, № 4. P. 397–420.
- Hassan I. From Postmodernism to Postmodernity: the Local/Global Context. URL: http://www.ihabhassan.com/ postmodernism_to_postmodernity.htm (дата обращения: 23.05.2013).
- Smith H. Why Religion Matters: The Fate of the Human Spirit in an Age of Disbelief. N. Y., 2001. P. 20–21.
|