Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки»
ISSN 2227-6564 e-ISSN 2687-1505 DOI:10.37482/2687-1505
Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Тел: (818-2) 21-61-21 о журнале |
: История
37(091):[271.2:327](470)“20”
Калинина Елена Александровна, кандидат исторических наук, докторант Центра по изучению отечественной культуры Института российской истории РАН, научный сотрудник Петрозаводского государственного университета. Автор более 70 научных публикаций, в т. ч. двух монографий
Российские начальные общеобразовательные школы в сельской местности издавна создавались при церковных приходах. В организации сельских приходских училищ проявилось тесное взаимодействие церкви и государства. Школы в течение 1805–1825 годов содержались за счет местного духовенства и являлись низшим звеном в системе народного просвещения. Они давали элементарные навыки чтения, письма и счета. Ученики должны были также усвоить начала Закона Божьего и нравоучения. Обучение должно было проходить на русском языке. Должности учителей в сельских приходских училищах занимали местные священники. На них возлагалась задача обучения детей по единому учебному плану. При организации школ встретились трудноразрешимые проблемы. В северных губерниях России значительным препятствием являлся языковой барьер между русскоговорящими священнослужителями-педагогами и учащимися школ, не говорящими по-русски. Дети инородцев разговаривали на родном языке, а их необходимо было обучать российской грамоте. Отсутствие государственного финансирования, материальной базы, разработанной программы обучения и другие сложные вопросы организации школ являлись сферой совместной деятельности министерства народного просвещения и духовного ведомства. Статья основана на опубликованных и неопубликованных материалах духовного и ведомственного делопроизводства.
развитие народного образования, сельские училища, взаимодействие государства и церкви, история образования.
|