CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Особенности самосознания подростков с детским церебральным параличом при различном восприятии семейной среды. С. 146–151.

Версия для печати

: Педагогика. Психология

159.9.07

Тимофеева Ирина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой физической реабилитации Екатеринбургского филиала Уральского государственного университета физической культуры. Автор 43 научных публикаций

В статье рассматривается стиль родительского отношения в семьях, имеющих ребенка с детским церебральным параличом. В исследовании приняли участие семьи, воспитывающие детей с детским церебральным параличом с сохранным интеллектом и интеллектуальной недостаточностью. Проведен анализ
факторов восприятия семейных отношений подростком и влияния этих факторов на особенности самосознания личности. Подростки воспринимают отношение родителей к себе как враждебное с установками на
порицание, также для родителей характерен директивный стиль воспитания. Обращает на себя внимание
обнаружение отрицательных значимых коэффициентов по данным показателям. Проведенное исследование показало, что родительская роль специфицирована в соответствии с полом ребенка. Наши данные
свидетельствуют о том, что отец демонстрирует высокий уровень непоследовательности своего поведения
и воспитательных воздействий по отношению к сыну, девочки склонны оценивать поведение отца как
автономное, эмоционально-холодное. Образ родительской позиции матери у девочек и мальчиков различается по уровню позитивного интереса и враждебности. Девочки с сохранным интеллектом по сравнению
с девочками с интеллектуальной недостаточностью выше оценивают уровень позитивного интереса, принятия со стороны матери.

ребенок с детским церебральным параличом, детский церебральный паралич, стиль родительского отношения, методика «Подростки о родителях».

  1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание: пер. с англ. / под ред. В.Я. Пилиповского. М., 1986. 422 с.
  2. Вассерман Л.И. Психологическая методика «Подростки о родителях» и ее практическое применение. М., 1995. 56 с.
  3. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. Т. 5. Основы дефектологии. М., 1983. 368 с.
  4. Капцова Е.А. Особенности отдельных компонентов самосознания подростков в индивидуально-специфических условиях восприятия семейной ситуации // Семейная психология и семейная терапия. 2002. № 2. С. 27–45.
  5. Левченко И.Ю. Особенности психического развития больных ДЦП в детском и подростковом возрасте // Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского церебрального паралича: сб. науч. тр. М., 1991. С. 21–24.
  6. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д., 2003. 639 с.
  7. Ryan R.M., Frederick C. On Energy, Personality, and Health: Subjective Vitality as a Dynamic Reflection of Well- Being // J. Pers. 1997. Vol. 65(3). Р. 529–565.