Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки»
ISSN 2227-6564 e-ISSN 2687-1505 DOI:10.37482/2687-1505
Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Тел: (818-2) 21-61-21 о журнале |
: Культурология. Искусствоведение
130.2+51-7
Николаева Елена Валентиновна, кандидат культурологии, доцент Института социальной инженерии Московского государственного университета дизайна и технологии. Автор 97 научных публикаций, в т. ч. 4 учебно-методических пособий
В настоящей статье ключевые понятия постмодерна «ризома» и «складка» анализируются с позиций фрактального метода. Сравнивая описание ризомы и складки в работах Ж. Делёза и Ф. Гваттари с характеристиками фрактала, автор доказывает, что постмодернизм в своей философской концепции мира предвосхитил теорию фрактальности.
Ризома и складка оказались не просто метафорами, но лингвофилософскими концептами особого типа, своего рода вербальными оболочками цифровых, математических – фрактальных – алгоритмов, с помощью которых за видимым «хаосом» культурных артефактов и феноменов и всей культуры в целом становится возможным выявить целостные образования более высокого уровня сложности. Математическое и гуманитарное понятие фрактала, соединившего в себе свойства ризомы и складки, превращается в универсальный дескриптор культуры цифровой эпохи. Фрактал представляет собой наглядную и операбельную визуализацию идеи «хаотической» сложности, бесконечного становления, незавершенности, процессуальности и имманентно «запрограммированной» динамики многих социокультурных феноменов.
концепты культуры, ризома, складка, фрактал, постмодерн, цифровая парадигма культуры.
|