CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Проблема классификации дидактической терминологии в отечественной педагогике. С. 133–140.

Версия для печати

Рубрика: Педагогика. Психология

УДК

37.011:001.4

Сведения об авторах

Кошкина Елена Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии, педагогики, истории и филологии института судостроения и морской арктической техники (Севмашвтуз) филиала САФУ в г. Северодвинске. Автор 46 научных публикаций, в т. ч. одной монографии

Аннотация

Обращение к проблеме классификации дидактических понятий и терминов определяется необходимостью систематизации научно-педагогического знания, повышением устойчивости его понятийно-терминологического аппарата. На основе междисциплинарного подхода к построению отношений в системе дидактических понятий и терминов и выявлению их взаимной соотнесенности представлено разнообразие и изменчивость классифицирующих признаков. В статье раскрываются классификации дидактических понятий и терминов на основе классов обозначаемых предметов, по признаку открытости и взаимодействия с терминосистемами других наук, по содержанию, по признаку научной ценности и степени зрелости, по объектам номинации и свойствам языка, сложившимся в определенную историческую эпоху, по признаку предметно-тематической принадлежности к соответствующей отрасли педагогической науки. По результатам сравнительно-сопоставительного анализа учебно-педагогической литературы предложена авторская классификация дидактических понятий и терминов, соответствующая структуре современной дидактической науки.

Ключевые слова

дидактика, дидактическая терминология, дидактическое понятие, дидактический термин, классификация терминологии.

Запрос на полную версию статьи можно отправить через библиотеку университета

Список литературы

  1. Бордовская Н.В. Диалектика педагогического исследования. Логико-методологические проблемы. СПб., 2001. 512 с.
  2. Гайфутдинов А.М. Формирование дидактического принципа научности и доступности в истории отечественной педагогики (1935–2006) // Казан. пед. журн. 2009. № 9. С. 180–186.
  3. Днепров С.А. Педагогический термин – метафора, понятие, категория // Пед. образование. 2008. № 3. С. 12–16.
  4. Ерёмина С.В. Теоретико-методологические аспекты проблемы упорядочения языка современной дидактики: автореф. дис. … канд. пед. наук. Саратов, 1998. 20 с.
  5. Загрекова Л.В., Николина В.В. Дидактика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. М., 2007. 383 с.
  6. Закирова А.Ф. Понятийная база современной педагогики // Педагогика. 2001. № 7. С. 7–12.
  7. Как работать над терминологией. Основы и методы / пособие сост. по тр. Д.С. Лотте и Комитета науч.-техн. терминологии АН СССР. М., 1968. 76 с.
  8. Комаровский Б.Б. Русская педагогическая терминология. М., 1969. 311 с.
  9. Лейчик В.М. Терминоведение: предмет, методы, структура. М., 2007. 256 с.
  10. Логвинов И.И. Дидактика: история и современные проблемы. М., 2007. 205 с.
  11. Найн А.Я. Проблема систематизации научной терминологии педагогики // Сиб. пед. журн. 2005. № 1. С. 13–23.
  12. Суперанская А.В., Подольская Н.В., Васильева Н.В. Общая терминология. Вопросы теории / отв. ред. Т.Л. Канделаки. М., 2009. 248 с.
  13. Тимофеева Н.М. Попытка формализации педагогической науки путем систематизации ее терминосистемы // Информатика и образование. 2008. № 4. С. 105–107.