CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21, вн. 18-20 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru              

о журнале

Традиционная культура как источник экзистенциального опыта. С. 36–43.

Версия для печати

Рубрика: Философия

Запрос на полную версию статьи можно отправить через библиотеку университета

УДК

130.2 : 316.3

Сведения об авторах

Даренская Вера Николаевна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии культуры и культурологии института философии и психологии Восточноукраинского национального университета имени Владимира Даля. Автор 100 научных публикаций

Аннотация

Статья посвящена исследованию принципов традиционной культуры как предмета философской рефлексии. Феномен традиционной культуры анализируется в качестве источника экзистенциального опыта для современного человека. Показаны сущность и «механизмы» конституирования базовых экзистенциальных смыслов традиционной культуры в ее мировоззренческих измерениях и различных предметных сферах. Анализируются основные формы традиционной культуры и сам концепт «традиция». Анализ специфических особенностей традиционной культуры основан на концепции не-прагматического и эталонного типа культурного бытия человека. Особый акцент сделан на рассмотрении базовых различий между традиционной и современной культурой, которые обусловлены двумя разными типами доминант. Традиционная культура определяется доминантой мировоззренческих смыслов, в то время как современная культура определяется доминантой прагматической активности. Эта концепция рассматривает традиционное «мировоззренческое мышление» в широком компаративном контексте. Человеческое сознание в традиционной культуре интерпретируется как «не-калькулятивная» и холистическая деятельность. Автор анализирует детерминацию морального поведения человека традиционной культуры ее мировоззренческими смыслами. При этом понятие «смысл» в его метафизическом значении является ключевой проблемой. Феномен экзистенциальной открытости в традиционной культуре интерпретируктся как креативный процесс конституирования личного бытия. Особое внимание в статье посвящено «внутренним механизмам» культурной активности как феномену поведения в соответствии с доминантой на мировоззренческих смыслах.

Ключевые слова

культура, этническое, традиция, мировоззрение, сакральное, смысл.

Список литературы

  1. Аверинцев С.С. Историческая подвижность категории жанра: опыт периодизации // Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения. М., 1986. С. 104–116.
  2. Генисаретский О.И. Метод. Прикладное знание. Знание между традицией, коммуникацией и рефлексией // Материалы Второго методологического конгресса, 18–19 марта 1995 г. URL: http://www.circle.ru/ archives1995/1995oig.html.
  3. Генон Р. Очерки о традиции и метафизике. СПб., 2010. 320 с.
  4. Калло Э. Цивилизация и цивилизации. Введение в философию культуры // Сравнительное изучение циви- лизаций: хрестоматия / сост. Б.С. Ерасов. М., 1999. С. 66–102.
  5. Кутырев В.А. Культура и технология: борьба миров. М., 2001. 314 с.
  6. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1994. 384 с.
  7. Мадюкова С.А., Попков Ю.В. Социокультурный неотрадиционализм: воспроизведение традиций и воспро- изводство этничности // Новые исслед. Тувы. 2010. № 2. С. 25–39.
  8. Сакович И.С. Эволюция традиции в культуре новационного общества: дис. ... канд. филос. наук. Н. Нов- город, 2004. 187 с.
  9. Тимощук А.С. Традиционная культура: сущность и существование. Н. Новгород, 2007. 397 с.
  10. Цукерман B.C. Народная культура. Свердловск, 1982. 212 с.