CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-00, вн. 18-20 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru              

о журнале

«Бедные вдвойне»: человеческие и семейные ресурсы. С.126–134.

Версия для печати

Рубрика: Педагогика. Психология

Запрос на полную версию статьи можно отправить через библиотеку университета

УДК

376 : 376.1; 159.922.7; 37.013.42; 364.4; 316.334.3

Сведения об авторах

Калинникова Лия Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы и социальной безопасности института комплексной безопасности Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 50 научных публикаций, в т. ч. двух монографий, двух учебных пособий

Аннотация

В данной статье анализируется проблема поиска теоретических подходов к изучению роли семьи в воспитании детей с нарушениями развития в условиях экономической поляризации общества. Теории человеческих и семейных ресурсов выступают мощным инструментом познания и понимания происходящих изменений. Использование этих теорий в традиционных для данной области исследования науках (специальной педагогике и психологии) существенно расширяет возможности анализа «новых условий» воспитания, обеспечивающих ребенку с нарушениями развития «врастание в цивилизацию».

Ключевые слова

дети с нарушениями развития, бедность, «бедные вдвойне», депривация, экономические различия, жизненные перспективы, человеческие ресурсы, социальные ресурсы.

Список литературы

  1. Белопольская Н. Некоторые вопросы психолого-педагогического консультирования семей, имеющих детей с отклонениями в интеллектуальном развитии // Дефектология. 1984. № 6.
  2. Выготский Л.С. Основные проблемы современной дефектологии // Труды 2-го МГУ. М., 1929. Т. 1.
  3. Калинникова Л., Магнуссон М. Эмоциональные, поведенческие и когнитивные компоненты образа жизни семей, имеющих детей с тяжелыми нарушениями развития раннего возраста (анализ зарубежных исследований) // Науковий часопис НПУ імені М.П. Драгоманова. Сер. 19: Корекцiйна педагогiка та психологiя. 2010. № 13.
  4. Ткачева В. Психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. М., 2004.
  5. Шевченко А.Н. Семья в условиях трансформации современного российского общества: автореф. дис. … канд. соц. наук. Новочеркасск, 2011.
  6. Ярская-Смирнова Е. Социокультурный анализ нетипичности. Саратов, 1997.
  7. Becker G.S. Human Capital. N.Y., 1964.
  8. Belcher J.R., Peckuonis E.V., Deforge B.-R. Family Capital: Implications for Interventions with Families // Journal of Family Social Work. 2011. № 14(1). Pp. 68–85.
  9. Bourdieu P. The Forms of Capital // Handbook of Theory and Research for the Sociology of Education. N. Y., 1985. Pp. 241–258.
  10. Coleman J.S. Foundation of Social Theory. Cambridge; London, 1990.
  11. Coleman J.S. Social Capital in the Creation of Human Capital // American Journal of Sociology. 1988. Vol. 94. Pp. 95–120.
  12. Emerson E., Hatton C. Poverty, Socio-economic Position, Social Capital and the Health of Children and Adolescents with Intellectual Disabilities in Britain: A Replication // Journal of Intellectual Disability Research. Vol. 51. Part 11. Pp. 866–874.
  13. Emerson E., McVilly K. Friendship Activities of Adults with Intellectual Disabilities in Supported Accommodation in Northern England // Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities. 2004. Vol. 17. Iss. 3. Pp. 191–197.
  14. Esping-Andersen G. The Three Worlds of Welfare Capitalism. Cambridge, 1990.
  15. Field J. Social Capital. New York, 2008.
  16. Financial Well-being of Single, Working-age Mothers of Children with Developmental Disabilities / S.L. Parish, R.A. Rose, J.G. Swaine // American Journal on Intellectual and Developmental Disabilities. 2012. Vol. 117. No. 5. Pp. 400–412.
  17. Foucault and the Government of Disability. URL: http://ru.scribd.com/doc/165335087/Shelley-Lynn-Tremain- Foucault-and-the-Government-BookFi-org.
  18. Fujiura G., Yamaki K. Trends in demography of Childhood Poverty and Disability // Exceptional Children. 2000. Vol. 66. Pp. 187–199.
  19. Kalinnikova L. Human Resources in Disability and Poverty: Family Perspective. Survey of the Field. Project Application. Vetenskapsrådet: 2011-41249-90774-43.
  20. Krahn G., Hammond L., Turner A. A Cascade of Disparities: Health and Health Care Access for People with Intellectual Disabilities // Mental Retardation and Developmental Disabilities Research. 2006. Vol. 12(1). Pp. 70–82.
  21. Miller E., Buys L., Woodbridge S. Impact of Disability on Families: Grandparents’ Perspective // Journal on Intellectual Disability Research. 2012. Vol. 56. Iss. 1. Pp. 102–110.
  22. Nocon A. Equal Treatment: Closing the Gap: Background Evidence for the DRC’s Formal Investigation into Health Inequalities Experienced by People with Learning Disabilities or Mental Health Problems. URL: http:// psychminded.co.uk/news/news2006/sept06/drcreport.pdf.
  23. Ouellette-Kuntz H. Understanding Health Disparities and Inequalities Faced by Individuals with Intellectual Disabilities // Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities. 2005. Vol. 18. Iss. 2. Pp. 113–121.
  24. Poverty and Disability – a Critical Review of the Literature in Low and Middle-Income Countries / N. Groce, G. Kembhavi, S. Wirz et al. URL: http://www.ucl.ac.uk/lc-ccr/centrepublications/workingpapers/WP16_Poverty_and_ Disability_review.pdf.
  25. Schultz T. Investment in Human Capital // American Economic Review. 1961. 51(1). Pp. 1–17.
  26. Social Networks of People with Mental Retardation in Residential Settings / J. Robertson, E. Emerson, N. Gregory et al. // Mental Retardation. 2001. № 39(3). Pp. 201–214.
  27. Social Support Network and Psychological Well-being of Mothers with Intellectual Disabilities / B. Kroese, H. Hussein, C. Clifford etc. // Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities. 2002. Vol. 15. Iss. 4. Pp. 324–340.
  28. Sutherland G., Couch M.A., Iacono T. Health Issue for Adults with Developmental Disabilities // Research in Developmental Disabilities. 2002. Vol. 23. Iss. 6. Pp. 422–445.
  29. Swartz T. Family Capital and the Invisible Transfer of Privilege: Intergenerational Support and Social Class in Early Adulthood // New Directions for Child and Adolescents Development. 2008. № 119. Рp. 11–24.
  30. The State of the World’s Children. Children with Disabilities. URL: http://www.unicef.org/pacificislands/ UNI137485.pdf.
  31. Van Eijk G. Does Living in a Poor Neighborhood Result in Network Poverty? A Study on Local Networks, Locality-based Relationships and Neighborhood Settings // Journal of Housing and the Built Environment. 2010. № 25. Pp. 467–480.
  32. Woolcock M., Narayan D. Social Capital: Implications for Development Theory, Research and Policy // The World Bank Research Observer. 2000. № 15(2). Рр. 225–249.