CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

«Бедные вдвойне»: человеческие и семейные ресурсы. С.126–134.

Версия для печати

Рубрика: Педагогика. Психология

УДК

376 : 376.1; 159.922.7; 37.013.42; 364.4; 316.334.3

Сведения об авторах

Калинникова Лия Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы и социальной безопасности института комплексной безопасности Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 50 научных публикаций, в т. ч. двух монографий, двух учебных пособий

Аннотация

В данной статье анализируется проблема поиска теоретических подходов к изучению роли семьи в воспитании детей с нарушениями развития в условиях экономической поляризации общества. Теории человеческих и семейных ресурсов выступают мощным инструментом познания и понимания происходящих изменений. Использование этих теорий в традиционных для данной области исследования науках (специальной педагогике и психологии) существенно расширяет возможности анализа «новых условий» воспитания, обеспечивающих ребенку с нарушениями развития «врастание в цивилизацию».

Ключевые слова

дети с нарушениями развития, бедность, «бедные вдвойне», депривация, экономические различия, жизненные перспективы, человеческие ресурсы, социальные ресурсы.

Запрос на полную версию статьи можно отправить через библиотеку университета

Список литературы

  1. Белопольская Н. Некоторые вопросы психолого-педагогического консультирования семей, имеющих детей с отклонениями в интеллектуальном развитии // Дефектология. 1984. № 6.
  2. Выготский Л.С. Основные проблемы современной дефектологии // Труды 2-го МГУ. М., 1929. Т. 1.
  3. Калинникова Л., Магнуссон М. Эмоциональные, поведенческие и когнитивные компоненты образа жизни семей, имеющих детей с тяжелыми нарушениями развития раннего возраста (анализ зарубежных исследований) // Науковий часопис НПУ імені М.П. Драгоманова. Сер. 19: Корекцiйна педагогiка та психологiя. 2010. № 13.
  4. Ткачева В. Психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. М., 2004.
  5. Шевченко А.Н. Семья в условиях трансформации современного российского общества: автореф. дис. … канд. соц. наук. Новочеркасск, 2011.
  6. Ярская-Смирнова Е. Социокультурный анализ нетипичности. Саратов, 1997.
  7. Becker G.S. Human Capital. N.Y., 1964.
  8. Belcher J.R., Peckuonis E.V., Deforge B.-R. Family Capital: Implications for Interventions with Families // Journal of Family Social Work. 2011. № 14(1). Pp. 68–85.
  9. Bourdieu P. The Forms of Capital // Handbook of Theory and Research for the Sociology of Education. N. Y., 1985. Pp. 241–258.
  10. Coleman J.S. Foundation of Social Theory. Cambridge; London, 1990.
  11. Coleman J.S. Social Capital in the Creation of Human Capital // American Journal of Sociology. 1988. Vol. 94. Pp. 95–120.
  12. Emerson E., Hatton C. Poverty, Socio-economic Position, Social Capital and the Health of Children and Adolescents with Intellectual Disabilities in Britain: A Replication // Journal of Intellectual Disability Research. Vol. 51. Part 11. Pp. 866–874.
  13. Emerson E., McVilly K. Friendship Activities of Adults with Intellectual Disabilities in Supported Accommodation in Northern England // Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities. 2004. Vol. 17. Iss. 3. Pp. 191–197.
  14. Esping-Andersen G. The Three Worlds of Welfare Capitalism. Cambridge, 1990.
  15. Field J. Social Capital. New York, 2008.
  16. Financial Well-being of Single, Working-age Mothers of Children with Developmental Disabilities / S.L. Parish, R.A. Rose, J.G. Swaine // American Journal on Intellectual and Developmental Disabilities. 2012. Vol. 117. No. 5. Pp. 400–412.
  17. Foucault and the Government of Disability. URL: http://ru.scribd.com/doc/165335087/Shelley-Lynn-Tremain- Foucault-and-the-Government-BookFi-org.
  18. Fujiura G., Yamaki K. Trends in demography of Childhood Poverty and Disability // Exceptional Children. 2000. Vol. 66. Pp. 187–199.
  19. Kalinnikova L. Human Resources in Disability and Poverty: Family Perspective. Survey of the Field. Project Application. Vetenskapsrådet: 2011-41249-90774-43.
  20. Krahn G., Hammond L., Turner A. A Cascade of Disparities: Health and Health Care Access for People with Intellectual Disabilities // Mental Retardation and Developmental Disabilities Research. 2006. Vol. 12(1). Pp. 70–82.
  21. Miller E., Buys L., Woodbridge S. Impact of Disability on Families: Grandparents’ Perspective // Journal on Intellectual Disability Research. 2012. Vol. 56. Iss. 1. Pp. 102–110.
  22. Nocon A. Equal Treatment: Closing the Gap: Background Evidence for the DRC’s Formal Investigation into Health Inequalities Experienced by People with Learning Disabilities or Mental Health Problems. URL: http:// psychminded.co.uk/news/news2006/sept06/drcreport.pdf.
  23. Ouellette-Kuntz H. Understanding Health Disparities and Inequalities Faced by Individuals with Intellectual Disabilities // Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities. 2005. Vol. 18. Iss. 2. Pp. 113–121.
  24. Poverty and Disability – a Critical Review of the Literature in Low and Middle-Income Countries / N. Groce, G. Kembhavi, S. Wirz et al. URL: http://www.ucl.ac.uk/lc-ccr/centrepublications/workingpapers/WP16_Poverty_and_ Disability_review.pdf.
  25. Schultz T. Investment in Human Capital // American Economic Review. 1961. 51(1). Pp. 1–17.
  26. Social Networks of People with Mental Retardation in Residential Settings / J. Robertson, E. Emerson, N. Gregory et al. // Mental Retardation. 2001. № 39(3). Pp. 201–214.
  27. Social Support Network and Psychological Well-being of Mothers with Intellectual Disabilities / B. Kroese, H. Hussein, C. Clifford etc. // Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities. 2002. Vol. 15. Iss. 4. Pp. 324–340.
  28. Sutherland G., Couch M.A., Iacono T. Health Issue for Adults with Developmental Disabilities // Research in Developmental Disabilities. 2002. Vol. 23. Iss. 6. Pp. 422–445.
  29. Swartz T. Family Capital and the Invisible Transfer of Privilege: Intergenerational Support and Social Class in Early Adulthood // New Directions for Child and Adolescents Development. 2008. № 119. Рp. 11–24.
  30. The State of the World’s Children. Children with Disabilities. URL: http://www.unicef.org/pacificislands/ UNI137485.pdf.
  31. Van Eijk G. Does Living in a Poor Neighborhood Result in Network Poverty? A Study on Local Networks, Locality-based Relationships and Neighborhood Settings // Journal of Housing and the Built Environment. 2010. № 25. Pp. 467–480.
  32. Woolcock M., Narayan D. Social Capital: Implications for Development Theory, Research and Policy // The World Bank Research Observer. 2000. № 15(2). Рр. 225–249.